Служба социальных координаторов
Я узнала полгода назад об этой экспериментальной идее, зародившейся на платформе Агентства стратегических инициатив несколько лет назад. Некоторые регионы успели внедрить службу социальных координаторов как отдельную организацию – как правило, это хорошо ложится на некрупные регионы с не самым большим количеством жителей. А в некоторых, как, например, мегаполис Петербург, эта служба имеет свою уникальную конфигурацию с опорой на службу социальных участковых и тоже хорошо работает. Вместе с коллегами по Региональной экспертной группе АСИ мы разбираемся как лучше и для кого. Пока нет единого мнения (да и может ли оно быть?). Но обо всем по порядку.
Служба социальных координаторов в редакции АСИ – это единая система в обществе, которая складывается из следующих составляющих:
РОИВ (региональные органы исполнительной власти)
+
Государственные инструменты: МФЦ «Мои документы» – Портал «Госуслуги» – ЦОСО (Социальные участковые)
+
Общественные организации и благотворительные фонды
+
Бизнес (финансовая помощь)
Цель системы – оперативный доступ к информации в сложной жизненной ситуации. И самое главное – выполнение принципа «человеку нужен человек». Служба социальных координаторов – это организация консультативной помощи и поддержка по пути сбора информации. Социальные координаторы – это люди с прокачанными навыками коммуникации, обладающие способностью вести диалог в самых сложных ситуациях и, конечно, имеющие доступ к информации как организовать помощь в том или ином случае.
Как их найти? – спросите вы.
Отвечаю: находясь в Петербурге, правильнее всего обратиться в ближайший МФЦ или «пообщаться» с роботом Максом в своем аккаунте на Госуслугах. Эти действия дадут вам первое понимание того, что нужно делать в вашей ситуации, а их, поверьте, тысячи, и часто они имеют уникальные очертания. И только благодаря милым консультантам в окошках, которые имеют доступ в единую базу данных МФЦ, каждая конкретная задача может найти свое решение.
Итак, мы узнали что делать и куда обращаться. Хорошая новость – многое уже можно решить сразу на месте, получив или подав заявку в электронном виде, а что делать, если ситуация сложнее?
Тогда вас направят, например, в ЦОСО (Центр организации социального обслуживания) – это проект, которым по праву может гордиться Петербург.
На сайте написано:
«Каждый человек, проживающий в Петербурге, имеет право получать социальные услуги. О том, что такое право, по законодательству, имеют пожилые горожане, многодетные семьи, инвалиды, известно всем.
Однако 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» говорит, что каждому гражданину, попавшему в трудную ситуацию, может быть оказана помощь. Люди должны знать, что социальная политика государства не замыкается на одних только льготных категориях граждан». Здесь дают консультацию по вопросу и помогают подготовить необходимые документы и совершить действия для получения помощи. Сайт ЦОСО: http://coso.ksp.gov.spb.ru
Однако, ЦОСО оказывает помощь только в рамках государственных ресурсов: лечение, предоставление оборудования, реабилитация и прочие важные запросы.
В дополнение к ЦОСО в Петербурге работает множество общественных организаций и благотворительных фондов, которые помогают организовать помощь за счет частных жертвователей и бизнеса. Они, как правило, делятся по видам помощи. И тут нужно потрудиться и собрать информацию по своей проблеме.
Но есть «но» – запросы тиражируются и рассылаются одним просителем в целый ряд фондов. Фонды буквально завалены заявками не по профилю, и может сложиться мнение, что они не работают, но это не так.
Что же делать в этом случае? Как найти свой фонд и что ему написать?
Есть еще одна точка входа – это общественные организации, на базе которых реализуется проект «Социальный координатор». Так как лично я общалась только с одной – АНО «Верное направление», то могу посоветовать обращаться к ним. Здесь работают вовлеченные люди, они консультируют по оказанию помощи через фонды и крупный бизнес. Все консультации бесплатны. На данный момент эта организация в начале пути и пока охватывает не весь спектр обращений – в основном преобладает помощь детям по предоставлению ТСР и лечению, но отрадно, что такой принцип всестороннего консультирования и поиска нестандартных решений уже работает для множества людей в регионах России. Страница на сайте о проекте: https://vernap.ru/social_coordinator
Итак, мы добрались до сути – каждому бы хотелось, чтобы им занимались с душой и высокими компетенциями, чтобы помощь пришла быстро. А как же это организовать, если нас всех очень много?
У меня только один ответ – дружить, интересоваться, искать точки взаимодействия, и это я как про личные качества говорю, так и про общественные связи. Мне нравится жизнеутверждающая фраза: «Кто ищет, тот всегда найдёт». Лично я так сама всегда делаю.
Возможно ли создать службу одного окна в каждом регионе, где каждому будет выделен свой социальный координатор? Не утопия ли это? И не будет ли при этом конфликта интересов власти и бизнеса? И не натолкнемся ли мы при этом на потребительский экстремизм?
Может быть, эффективнее и адаптивнее собирать свой конструктор на пути к получению помощи?
Больше вопросов, чем ответов…
Салатун Султанова
Социальный предприниматель, эксперт по вопросам профессионального ухода за пожилыми,
основатель сети пансионатов для пожилых «Победа и Жизнь»