Сложности в общении с пожилыми
Сложно принять старость близкого человека. Особенно ту, что приносит изменения в облике, характере и поведении стареющего. Я много общаюсь с родными наших постояльцев, поэтому не понаслышке знаю, что со старостью приходит непонимание и сложности в общении с близким человеком.
Молодые родственники наших постояльцев иногда чувствуют вину за то, что их отношения с бабушками и дедушками изменились. Но это не их вина. Это вообще не чья-то вина. Это особенность, с которой можно работать. Нужно только научиться пониманию.
Я уже писала в постах ниже, что поведение детей и стариков несколько похоже. С возрастом мы становимся чувствительнее,требуем большего внимания и нам сложнее выразить себя. Совсем как детям. Но только с той разницей, что за плечами остается десятилетия опыта, накопленные привычки и жизненные статусы, которых хочется придерживаться. И вот здесь кроется сложность: нужно соблюсти баланс между вниманием к старику и уважением к его стремлению сохранить независимость. И не всегда этот баланс где-то посередине.
Приведу пример со стаканом воды. Некоторым постояльцам нашего пансионата нужна постоянная опека — она им комфортна и приятна. И в этом случае они только рады, когда наши сиделки наливают им воды и помогают ее выпить. В этом они чувствуют заботу к своему почтенному возрасту и потребностям. Но представьте человека, который всю жизнь руководил, например, предприятием. Он упорно шел к этой должности, добился ее и честно работал. Руководил, раздавал указания и привык нести ответственность. И по-другому он не может. Неужели вы думаете, что сделав все за такого человека, не оставив ему и шанса что-то контролировать самостоятельно, вы проявляете к нему заботу? Тут-то и оно. Такой человек, даже будучи старым и уже растеряв часть сил и сноровки, все же захочет самостоятельно налить себе воды. Да, скорее всего вода расплескается, но зато сколько удовлетворения собой это принесет стареющему. А наша забота здесь — вытереть расплескавшуюся воду, подобрать графин и стакан полегче, чтобы было удобно. Словом, услышать его потребности.
И с общением то же самое. Родственникам наших постояльцев тяжело общаться с пожилыми из-за того, что не всегда получается услышать и понять их потребности. Да, старикам нужен уход и опека, но все же это люди, которые определенным образом жили свою жизнь. Они могут капризничать, обижаться и вести себя как незнакомцы как раз из-за того, что мы не понимаем их желаний. Мы хотим окружить их абсолютной безопасностью и заботой, хотя у нас может быть разное ее понимание.
Поэтому для начала вдохните и выдохните. Проявите терпение и доверие к желаниям своих пожилых родственников. Да, с возрастом их поведение изменилось. Но они не стали инопланетянами. Медленно и аккуратно, сквозь трудности ваших разных пониманий и взглядов, пробирайтесь к доверительному и теплому общению. Дайте время и пожилому, и себе. Все получится.
Салатун Султанова
Социальный предприниматель, эксперт по вопросам профессионального ухода за пожилыми,
основатель сети пансионатов для пожилых «Победа и Жизнь»