Правила общения с человеком, страдающим деменцией

Нелегко общаться с человеком, который не понимает, что происходит или даже не узнает вас. Что его беспокоит и чего он хочет? Почему он не выполняет просьбы и повторяет странные действия, хотя вы просите этого не делать? Расскажем о нашем опыте общения с дементными людьми и о простых правилах, которые помогут вам установить контакт.
Непонимание - одна из ключевых сложностей, с которой сталкиваются те, кто ухаживает за человеком, страдающим от деменции. Оно приводит к повышенной тревожности и у самого человека и у близких. Важно осознать, что человек болеет не по своей воле, что ему тоже плохо и страшно в своем состоянии. И виновато в этом их когнитивное расстройство, а вовсе не не вредность и озлобленность.
Раздражение на стариков происходит из-за непонимания их особого состояния. Человек может не узнавать своих детей в лицо, но помнить о них; он может думать, что он снова молод, а дети маленькие. Поэтому важно осознать - он не забыл вас и не разлюбил, он просто забыл, что вы выросли и живет в тревоге за вас маленького. Не может понять, куда вы, маленький, делись. В наших силах смягчить это состояние даже в случае, если он совсем не узнает их, не понимает обращенную речь, не может ответить на простые вопросы.
Вот несколько важных правил, которым стоит следовать в коммуникации с таким человеком:
- Смотрите в глаза во время разговора. Если вы будете говорить, повернувшись боком или спиной, а он услышит лишь голос, то не поймет, что этот голос - ваш;
- Не кричите, не повышайте голос, избавьтесь от строгих интонаций; разговаривайте тихо, спокойно, уважительно, но настойчиво.
- Даже если человек не реагирует на речь, он воспринимает прикосновения. Поглаживания по руке, по волосам, по спине успокаивают, если человек не выражает протеста или недовольства.
- Постарайтесь понять, в каком отрезке жизни сейчас находится человек и старайтесь общаться так, будто вы тоже оказались в нем. Подыграйте ему. Не говорите, что он ошибается, что он все перепутал. Старайтесь понять прошлое человека и то, как оно влияет на него теперь;
- Предупреждайте человека, что собираетесь делать: поправить подушку, постричь ногти, причесать, помочь одеться или раздеться;
- Не выполняйте манипуляций с человеком, если он против. Если вы, предположим, начали стричь волосы, а человек проявляет недовольство, вырывается, нервничает, кричит, прервите процедуру и вернитесь к ней позже, когда он успокоится. Возможно, вам придется убеждать его, придумывать игру или ритуал, рассказывать сказку, для того, чтобы успокоить его и получить согласие - все как с детьми;
- Не стоит наказывать человека за "плохое" поведение. Он не способен связать свои действия с наказанием, но будет расстроен и еще более встревожен.
- Разговаривайте короткими и простыми фразами. Так вашему близкому будет проще понимать вас;
- Задавайте вопросы со словами "Кто?", "Что?", "Где?","Как?", "Когда?", избегайте "Почему?" - ответ на этот вопрос требует логических размышлений, эта способность у человека нарушена и попытка ответить на него может вызвать раздражение;
- Давайте одно указание за один раз. К примеру, нельзя говорить "Сейчас мы встанем, умоемся и пойдем завтракать", надо сказать: "Мы встаем" и встать, потом давать следующее указание и выполнять следующее действие;
- Старайтесь не перечить человеку! Не переубеждайте, если вас называют мамой, сестрой, бабушкой, разговаривайте о том, что беспокоит человека, давайте ему выговориться. Здесь вам может помочь техника "Соглашения и отвлечения", о которой мы рассказывали в одной из предыдущих статей.
- Больше ориентируйтесь на чувства и эмоции, чем не на слова. Не притворяйтесь, не изображайте эмоции, даже в этом состоянии ваши близкие почувствуют фальшь.
И, конечно, всегда, в любой ситуации старайтесь вести себя по отношению к близкому уважительно.