Молодёжь в пансионатах для пожилых
Салатун Султанова
Социальный предприниматель, эксперт по вопросам профессионального ухода за пожилыми,
основатель сети пансионатов для пожилых «Победа и Жизнь»
Меня часто спрашивают, как складывается общение наших подопечных с молодым персоналом? Существует мнение, что пожилым людям комфортнее общаться с сотрудниками 40-50 лет. Размышляя как лучше ответить на этот вопрос, мы попросили наших специалистов, которым 27-36 лет и наших подопечных самим рассказать насколько им комфортно друг с другом, и есть ли какие-то барьеры в общении, связанные с возрастом.
- Как вышло, что вы связали свою деятельность с уходом за пожилыми людьми?
Никита, 29 лет – инструктор ЛФК: До этого я работал с детьми-инвалидами и со взрослыми допенсионного возраста. Решил поработать с пожилыми людьми, разнообразить свою квалификацию. Пожилые люди как взрослые дети, нужно научить их элементарным вещам – снова ходить, садиться, социально-бытовым навыкам.
Ксения, 27 лет – специалист досугового отдела, педагог по вокалу: Раньше я работала с детьми и со взрослыми до 70 лет (в Хоре ветеранов). Подумала, что будет интересно поработать с пожилыми людьми, потому что единой методики по работе с такой возрастной категорией нет. Некоторые методики приходится черпать со сторонних ресурсов, а что-то вообще придумывать самой. С ними сложно работать, потому что гортань становится менее подвижной, и голосовые связки не могут работать так, как связки человека в функциональном возрасте. Мне показалось, что это должно быть интересно, так и получилось :)
- Насколько вам комфортно общаться с пожилыми людьми?
Олег, 36 лет – специалист отдела организации деятельности по реализации социальных услуг: Максимально комфортно, причём не скажу, что был какой-то переходный период. У меня всё хорошо с эмпатией, и когда пожилой человек ко мне обращается, мне прям хочется помочь. Общаюсь с ними как с родными, наши постояльцы мне все близки, мне тяжело, когда они уходят. Я почти всех всегда знаю по именам.
Никита: Я легко нахожу с ними общий язык, и они легко идут на контакт.
Ксения: Абсолютно комфортно, как у нас говорят «Пожилые – это самая благодарная публика», они прислушиваются, выполняют рекомендации. Единственное, что у взрослого человека или ребёнка вокально-певческие навыки вырабатываются до автоматизма, а у пожилых из-за того, что когнитивные особенности снижены, это занимает больший промежуток времени.
- Какие есть особенности при работе с пожилыми людьми, учитывая их возраст и когнитивные особенности?
Олег: Надо понимать, что какие-то вещи придётся сказать громче, какие-то придётся повторить, ничего страшного. Главное быть терпеливым и открытым, не пробегать мимо и не отмахиваться. Они это всё понимают и чувствуют. Всё время пытаются какую-то вафельку в кармашек засунуть, угостить :)
Никита: На занятиях они зеркально повторяют то, что делаю я. Только останавливаюсь, и они начинают делать вразнобой, поэтому я постоянно делаю упражнения вместе с ними.
Ксения: Часто приходится говорить громко, по несколько раз повторить, подойти пять раз напомнить, что мы собирались на занятие. Для пожилых людей с явно нарушенными когнитивными функциями подходит методика общения как с детьми, уговаривать, чтобы пошёл занятия, тоже как капризного ребёнка. У кого когнитивные функции в порядке, тому можно объяснить зачем это нужно: «Будем петь советские песни, у нас такая хорошая компания собралась! Вы не только попоёте, но и хорошо проведёте время».
- Как бабушки и дедушки воспринимают вас и как обращаются к вам?
Олег: Очень по-разному. Каким-то хочется тебя поучить, каким-то хочется тебя похвалить, каким-то хочется тебя поругать. Главное не отказывать им в этом, если они хотят дать тебе совет, то послушай их, «уважь» как говорится.
Никита: Ко мне отношение больше как к педагогу или к врачу, они спрашивают какие принимать препараты или что нужно кушать, как заниматься или как ходить, стараются чётко выполнять мои указания.
Ксения: Очень по-разному: для кого-то ты вечная внучка, угощают конфетами :) Есть такие постояльцы, которые пытаются общаться высокомерно с высоты своего опыта, но это быстро исчезает. Обычно это присуще только вновь поступившим, это защитная реакция на незнакомую ситуацию и элемент адаптации. Но на занятиях ко мне больше подход как к инструктору, педагогу.
- Как они воспринимают элементы молодежной культуры – тату, дреды, стиль одежды, стиль общения?
Олег: На мои тату все смотрят и удивляются, но негатива практически нет, был раз или два за много лет, и только от дедушек. С их стороны, наверное, воспринимается как тюремные наколки, а бабушки, наоборот, восхищаются. У нас даже есть такие прогрессивные бабушки, которые говорили: «Ой, мне бы такую!» :)
Никита: Я ношу закрытую форму, которая скрывает татуировки. Бывает, что через два месяца только кто-то заметит. Все говорят «татуировки», никто не говорит «наколки». Нормально реагируют, никто не пугался.
Ксения: Мне много раз говорили: «Какие у вас ногти красивые длинные!», я говорю, что у нас будет День красоты, хотите вам сделаем? Они: «Да, да, конечно!». И мы им сделали :)
- Общаетесь ли вы с пожилыми только на профессиональные темы или интересуетесь жизнью друг друга вне стен пансионата?
Олег: Да, постоянно. С ними очень интересно общаться, потому что они задают тебе какой-то вопрос, например: «А ты был за границей?», ты думаешь: «О, сейчас я расскажу», но достаточно сказать «Был», и в ответ слышишь: «Я тоже была!» и дальше слушаешь только её :)
Никита: Постоянно общаемся о жизни, я люблю спросить их о профессии, кто когда работал, кем, интересно узнать человека. Они рассказывают о жизни, где побывали. Часто помогаю с телефоном.
Ксения: Иногда они делятся своими проблемами, переживаниями, например, дочка долго не приходит, внука давно не видели. Пока их ведёшь на занятие, спрашиваешь: «Как у вас дела, моя хорошая? Как вы себя чувствуете?» или просто пошутить, настроение поднять, чтобы подготовить эмоционально к занятию.
А теперь ответы наших постояльцев:
- С кем из персонала вам комфортнее общаться – с более возрастными или молодыми?
Фадеева Вера Александровна, 93 года: У меня как-то получается, я и с молодыми поболтаю, и с теми, кто постарше, поболтаю, поговорю, возраст не важен.
- Было ли сначала какое-либо недоверие к молодым сотрудникам как к профессионалам?
Вера Александровна: Нет, нет, не было никаких мыслей и даже сомнений не было.
Колосюк Александра Алексеевна, 91 год: В работе всё бывает, бывает хорошее, бывает что-то нам не понравится. Мы, конечно, говорим им, что нам что-то не понравилось, они исправляются, и всё нормально идёт. Это же работа, это жизнь. Сегодня хорошо, завтра что-то плохо, ну ничего, во всяком случае, мы все люди и должны друг друга понимать.
- Как вы относитесь к элементам молодежной культуры – тату, дреды, стиль одежды, сленг?
Вера Александровна: Ну, если человеку нравится и сделано не «топорно» как говорят, то пожалуйста. Я спокойно отношусь к этому.
- Общаетесь ли вы только на профессиональные темы или интересуетесь жизнью друг друга вне стен пансионата?
Вера Александровна: Я вам по секрету скажу, мы в картишки поигрываем полчасика, я их с собой ношу :) Недавно Никита был, я его спрашивала: «Как вы живёте? Где живёте?», он как-то мне про бабушку рассказывал. Болтали, хорошо говорили.
Александра Алексеевна: Ну, а как же, конечно, разговариваем, общаемся.