Чувство вины у родственников постояльцев
Очень часто сотрудникам наших пансионатов приходится выступать в роли психологов, и сейчас я говорю не об обращениях постояльцев, а об их родственниках.
Принятие решения о размещении пожилого в стационар, сложности при выборе подходящего учреждения – многие проходят долгий путь до момента переезда своего пожилого родственника в пансионат.
Казалось бы – все сделано, близкий человек под присмотром, но тут у многих появляется предательски-деструктивное чувство вины. И деструктивное оно не только для самого человека, постоянно грызущего себя в том, что он «сдал» своего близкого, но и для пожилого. Ведь своим чувством вины и порой хаотичными действиями мы начинаем дергать старика, не дав ему возможности приспособиться на новом месте.
В своих попытках приглушить чувство вины, родные начинают выдергивать пожилого человека, проходящего адаптационный период в стационаре, на выходные обратно домой, или устраивать походы в общественные места, прогулки, что в конечном итоге часто приводит к излишнему стрессу и волнениям.
Есть еще нюанс: такое чувство вины может возникнуть, когда вы видите соседей вашего пожилого, кто-то может показаться покинутым или печальным, но не нужно это проецировать на свою историю. Не нужно забывать, что все индивидуально, кому-то просто необходимо видеться с родственниками чаще и даже выходить в свет, а для кого-то в силу эмоционального и психического состояния лишние свидания и перемещения могут обернуться крайне негативными последствиями. Поэтому все должно делаться бережно, продуманно, и прежде всего не для того, чтобы успокоить себя, а для того, чтобы сделать приятное своему родному с учетом особенностей его здоровья.
Глядя на такое положение дел, я уже давно задумываюсь над созданием клубной системы в наших пансионатах. Под клубностью в данном случае я подразумеваю не только объединение постояльцев, но в первую очередь их родственников, наподобие родительских комитетов, или попечительских советов.
Идея в том, что, когда к кому-то приехали родственники, пусть они привезут ягод, угощений, общения и хорошего настроения не только для своего, но и для всех, хотя бы в рамках соседей по комнате. Было бы здорово заложить традицию и совместной деятельности: с чьими-то родными все рисуют на одних выходных, а с другими вместе участвуют в мастер-классе, или идут на прогулку в ближайший парк без отрыва от коллектива и привычной среды.
Такая система позволит всем постояльцам чувствовать заботу и внимание, не зависимо от того, к кому конкретно приехали, а родственники наших подопечных, распределив время и обязанности в своем «родительском комитете» наконец избавятся от гнетущего чувства вины, и к очередной поездке в пансионат будут готовиться уже по-особенному, ведь приезд каждого такого гостя должен обернуться для всех постояльцев настоящим праздником!
Салатун Султанова
Социальный предприниматель, эксперт по вопросам профессионального ухода за пожилыми,
основатель сети пансионатов для пожилых «Победа и Жизнь»